Логистический аутсорсинг в России - 4.0 out of 5 based on 11 votes
( 11 Голосов )

Давайте сначала дадим определение, что же такое логистический аутсорсинг? Как просто и ясно отвечает на данный вопрос "Википедия"- это приобретение логистических услуг у третьей стороны. Здесь, как видите, и пояснять, собственно, нечего. Суть логистического аутсорсинга состоит в снижении затрат компании при реализации цепочки поставок товара за счет привлечения в бизнес-процессы квалифицированного логистического оператора.

В России логистический аутсорсинг возник на стыке конца 80-х, начала 90-х годов, когда после начала кооперативного движения в СССР появились первые легальные капиталисты. В те далёкие времена, логистические услуги, оказываемые третьим лицам, были достаточно примитивны. В большинстве своем, это были моноуслуги - либо транспортные перевозки, либо аренда складов, либо услуги таможенных брокеров. Сегодня логистический аутсорсинг в России разительно отличается от его стартового состояния в период накопления начального капитала. Российские компании, называющиеся логистическими операторами или логистическими провайдерами, вполне соответствуют мировому уровню по оснащению и наличию ресурсов.

Давайте посмотрим на сегодняшнего классического логистического оператора - это компания, имеющая современный арендованный или собственный складской комплекс класса "А" либо "Б+" размером 5-30 тыс. м.кв. Комплекс оборудован всеми современными системами хранения, учета и обработки товара. Квалифицированный управленческий персонал с высшим и средним техническим образованием, по специальности логистика и транспорт, эффективно управляет клиентскими бизнес-процессами. Благодаря таким логистическим провайдерам, многие дистрибьюторы, производители товаров, внешнеэкономические операторы обеспечивают все свои логистические потребности.



В настоящее время емкость рынка логистических услуг рядом российских экспертов оценивается на уровне $80-90 млрд.в год. Структура отечественного рынка логистики по данным РБК на 2012 год делится в следующих пропорциях. На транспортные перевозки приходится около 80%, хранение и складские операции около 17%, экспедирование до 2%, управление цепями поставок до 1% от общего объема операций.

Сегодня, проникновение логистического аутсорсинга в России отстает в 3.5 - 4 раза от аналогичных показателей в Европейских государствах и США. В частности, в Германии проникновение логистического аутсорсинга в торговые сети составляет 65%, в России этот показатель составляет лишь 20%!

Если коснуться качества собственной логистики, или внутреннего аутсорсинга, то гарантировать его можно только в одном случае. Когда в таком отделе логистики работают профессионалы, знающие на зубок все бизнес-процессы как собственной компании, так и компаний - партнёров. Кроме того, необходимо иметь в своем распоряжении современный складской комплекс, достаточно производительную технику и владеть передовыми технологиями обработки товарных потоков. Где есть свой транспортно-экспедиционный отдел доставки и брокерский отдел таможенного оформления импортных грузов. Но в этом случае, данный отдел логистики ничем не будет отличаться от классического логистического оператора, за одним исключением. Он работает исключительно на товарные потоки материнской компании, поэтому более уязвим в случае любых  подъемов и спадов объёма обрабатываемого товара. У классического аутсорсера все спланировано и сбалансировано. Клиенты для логистического оператора специально подбираются по принципу асинхронности, выравнивая тем самым среднегодовую нагрузку на персонал, специальные службы и склад. В итоге, сторонний оператор имеет возможность дать клиенту такую цену на свои услуги, которая позволит ему тратить на логистику меньше, чем случае наличия у него собственного отдела логистики.

Достаточно часто логистические компании применяют специальные операционные технологии, с минимальными затратами на хранение, то есть операции по кросс-докингу. Кросс-докинг - это приемка, а затем моментальная отгрузка товара на территории склада, без его размещения в зоне коммерческого хранения. Обычно такая схема работы с товаром применяется в следующих случаях. Товар приходит на склад в контейнере или еврофургоне и его необходимо сразу же развести малыми партиями в торговые сети или различным клиентам. Другой случай, когда разнообразный монотовар приходит различными транспортными средствами и из него необходимо составить определенный ассортимент для различных потребителей. Обычно кросс-докинг применяется к товару, имеющему короткий срок сохранности. Надо четко понимать, что кросс-докинг невозможно организовать без современных технологий учета и контроля товара на складе. Для этих целей обязательно применяются WMS-системы учета товара при помощи штрих-кодов, сканеров. Только в случае применения современных технологий аппаратного контроля в условиях высокого оборота товара при кросс-докинге, возможно избежать значительных ошибок учета, недостоверной отгрузки, потери товара, издержек по сроку годности товара.



В логистическом бизнесе очень часто применяется специфическая терминология определения компетенции логистического оператора, которую надо понимать. Для этого приведем следующий классификатор:

1PL(First Party Logistics)–автономная логистика, все операции выполняет сам грузовладелец;
2PL(Second Party Logistics)–оказание традиционных услуг по транспортировке и управлению складскими помещениями;
3PL(Third Party Logistics) –расширение стандартного перечня услуг нестандартными (складирование, перегрузка, обработка грузов, дополнительные услуги со значительной добавленной стоимостью), использование субподрядчиков;
4PL(Fourth Party Logistics)–интеграция всех компаний, вовлечённых в цепь поставок; управление товарными запасами.
5PL(Fifth Party Logistics)–управление всеми компонентами, составляющими единую цепь поставки грузов, с помощью электронных средств информации.

Как видно из классификатора, 3PL, 4PL, 5PL логистические операторы - это интеграторы логистических процессов высокого уровня, когда вся цепочка поставок контролируется и управляется одним высококвалифицированным логистическим провайдером. Обычно такого типа операторы востребованы на конкурентных рынках. Их услугами пользуются транснациональные корпорации производящие высокотехнологичные продукты при непрерывном производственном цикле. Транснациональных корпораций пользующихся услугами 4PL-операторов множество, в частности это: SONY, TOSHIBA, автомобильные концерны (FORD, DAIMLER CHRUSLER) и другие.

В логистическом бизнесе, как в любом другом, существуют определенные проблемы, в основе которых лежит некомпетентность одной из сторон. Приведу самые распространенные причины конфликтов. Сначала, кратко опишем процесс с этапа предварительных переговоров, пока еще с незнакомым в работе клиентом. Типичная проблема возникает в момент переговоров, когда клиент бьет себя в грудь и говорит, что оно обеспечит большой поток товаров на склад логистического оператора. Что поток отгрузок всеми видами транспорта будет нарастать по экспоненте, а таможенные услуги придется выполнять в таком объеме, что у оператора декларантов не хватит. На этом оптимистическом фоне клиент, естественно, просит минимальные расценки на все виды услуг от логистического провайдера. Но проходит месяц, другой и обильные обещания клиента не сбываются даже на 10%! Возникает вопрос о коррекции ранее согласованных минимальных расценок, что вызывает активное противодействие клиента. В итоге, логисту такой клиент становится невыгодным, и контракт расторгается, а убытки несут обе стороны. Поэтому на переговорах гораздо выгоднее сразу озвучивать истинные объёмы товарного потока, а если он неизвестен, исходить из пессимистических прогнозов. В дальнейшем, при увеличении объёмов клиент сможет обоснованно требовать скидки, либо они приписываются в самом договоре.. Этот подход очень хорошо стимулирует обе стороны процесса, и клиента и исполнителя.

Второй  проблемой во взаимоотношениях с оператора с клиентом, является качество предоставляемых услуг, когда ошибки логиста ведут к убыткам клиента. Для страховки от подобных ситуаций, клиент должен подробно прописать в договоре, за какие процессы какая стороны отвечает, а также процесс возмещения возникающих убытков.

Третьей проблемой во взаимоотношениях клиента и логистического провайдера можно считать ошибки клиента при оценке колебаний товарного потока, например сезонных,. Например, в обувном бизнесе в сезон, нагрузка, при смене коллекций на дистрибьютора, увеличивает поток заказов в 10 раз! Причем, такой заказ надо формировать в течение 2-3 дней, что фактически нереально без подготовки. Естественно, такие скачки объёмов работ, с логистическим провайдером должны быть спланированы и согласованны задолго до таких событий, иначе оператор не сможет вовремя привлечь необходимые ресурсы, и отгрузки будут сорваны, с известными последствиями для клиента.





Поделитесь со своими друзьями:
  • Вконтакте
  • Facebook

Похожие материалы

Опрос

Вам интересна услуга





 

СЕРВИС ЛОГИСТИКА
в социальных сетях